Вход   Регистрация   Забыли пароль?
НЕИЗВЕСТНАЯ
ЖЕНСКАЯ
БИБЛИОТЕКА


рекомендуем читать:


рекомендуем читать:


рекомендуем читать:


рекомендуем читать:


рекомендуем читать:


Назад
Первые ласточки на циркуляре

© Васильева Лариса 1989

За четыре с половиной года перестройки женщины нашей страны прошли вместе с обществом путь сильных экономических, политических и — что для женщины не последнее — эмоциональных потрясений. Освободились от многих застарелых представлений и неточных знаний — гласность просветила. Подверглись новым напряжениям в быту — когда и сахар по талонам, и солевая лихорадка знакома, и спичечный бум, и мыльная проблема. Увеличились «нормы» часов, проводимых женщинами в очередях. На работе — неразбериха переходного периода к хозрасчету. Дома муж — рабочий или служащий, раздраженный успехами кооператоров. Или муж — кооператор, раздраженный налоговой системой и непрочностью положения. Но всего тревожнее — дети-школьники, не верящие словам, демонстративно скептические, — и улица, улица с вечерними мотоциклами, со стайками молодежи, сбивающимися в подворотнях...

Это еще нежный рисунок, можно и порезче.

И, словно в насмешку, средства массовой информации предлагают заглянуть в быт чужой, малознакомой жизни и увидеть такое: «Оказывается, за границей товаров навалом. А квартиры какие!.. А сколько удобств в быту!..» И попробуйте сегодня нашей женщине «навесить лапшу на уши» о тяготах капиталистической действительности, когда она «сама по телевизору видела!».

Та же пресса все чаще поднимает вопросы о противоречиях женского равноправия, освободившего и одновременно закабалившего женскую природу, о необходимости запретить женский труд на тяжелых физических работах, об уменьшении рабочего дня женщинам, о льготах беременным и молодым матерям. Эти и другие «женские проблемы» рядом с проблемами детства, сиротства, инвалидов...

Появляются и призывы смелее вводить женщин в «эшелоны власти» — с перечислением в качестве положительных примеров миссис Тэтчер, выдающихся женщин ФРГ, Швеции, Норвегии, США, а также Корасон Акино и Беназир Бхутто. Последняя особенно волнует умы: «Подумай, возглавила мусульманское государство, где женщина, как известно, не в лучшем положении. А что же мы?!»

Прошли выборы народных депутатов СССР. На выборах женщина, как правило, сдавала позиции, если вместе с нею баллотировался мужчина: пример Е. Гаер — из редких. Что это? Проявление мужского шовинизма? Или «не тех» женщин выдвигали? Список депутаток, прошедших от общественной организации — Комитета советских женщин, лишь подчеркнул непобеду: все же выборы в общественных организациях были в основном гораздо спокойнее...

Вот и на Съезде при всем его сходстве с огромной драматической эпопеей — с главными героями и второстепенными персонажами, с эпизодами трагическими и комическими, со множеством кульминационных моментов и эпическим финалом — явно чего-то не хватало.

«Видели вы на Съезде живую женскую душу? Не было ее там и не могло быть. Сытые лица функционерш да несколько взволнованных депутаток, которым так и не удалось высказаться»,— пишет мне одна корреспондентка. «Женщины на Съезде народных депутатов выглядели бледно. Говорили не о главном. Неужели так трудно сформулировать главное?» — спрашивает другая. Но что главное сегодня для женщины? Человеку свойственно усложнять простое и упрощать сложное. А ведь, кто бы ни были мы по национальности, по профессии, по общественному положению, каждый из нас прежде всего сын или дочь, мать или отец, жена или муж, брат или сестра. Как океан состоит из капель, мир человеческий состоит из семей. Ради семьи мы все и живем в конечном итоге. Здоровье этого океана — есть здоровье каждой капли. Истина, не требующая доказательств. Банальная. Примитивная. Однако человечество сегодня сидит у самого себя в экологическом капкане только потому, что беспощадно нарушало простые, «примитивные» истины в угоду сложностям, якобы упрощающим человеческую жизнь и быт. Парадокс?

Подобный парадокс возник и в общественных отношениях. Для экономики, политики, социологии забыта семья. А ведь в семье есть все, что составляет общество: и экономика, и политика, и основы законности, и духовность, и нравственность. Думаю, создавай мы принципы всего общества по извечным принципам семьи, скольких ошибок можно было бы избежать!

Предвижу возражения: «Это у нас-то семьей не занимаются? А статьи в газетах по вопросам семьи? А работа женсоветов? А Детский фонд? А еженедельник «Семья»? А только что созданный комитет в Верховном Совете СССР — по делам женщин, охране семьи, материнства и детства?»

Все это есть, но разбросанное, разрозненное, часто далекое от реальной жизни. Глава вышеупомянутого нового комитета В. Матвиенко и председатель Детского фонда А. Лиханов на Съезде для начала не сошлись во мнениях: кому заниматься детьми — женщинам или мужчинам? Или всем вместе? Да разве о таком спорят! Разве обоим не известно на собственном жизненном опыте, что идеальный вариант семьи, когда мать и отец занимаются детьми. Но по-разному: отец воспитывает дочь и обучает сына, мать воспитывает сына и обучает дочь. Этот многовековой принцип семейных взаимоотношений мы заболтали, забюрократили, забыли.

Итак, новый комитет будет заниматься «делами женщин»? А какие это дела? Тяжкий труд? Угнетающий быт? Облегчить? Но ведь с этим не справился даже Комитет советских женщин, где много профессионалов по «женским делам». А как новый комитет собирается охранять семью? С помощью новых законов? Или усовершенствованием старых? Или постановлениями, которых не выполняют? Призывами, на которые никто не реагирует? Указами, которые никому не указ?

Опасаюсь, вновь созданный комитет станет продолжать нарушения в области социальной экологии, поскольку основа жизни — семья, женщина, ребенок — поставлены Верховным Советом в один ряд с комитетами по экономическим реформам, развитием управления, законностью, строительством. Нет слов — это важнейшие вопросы дня, но они далеко не из одного ряда с природой семьи, составляющей человеческую суть, и должны существовать не рядом с комитетом «по делам женщин, охране семьи, материнства и детства», а во имя всего этого.

Вот тут-то и хочется воскликнуть: постойте, уважаемые государственные мужи! Не творите очередной ошибки! Спасибо вам за желание помочь «делам женщин», но, может быть, в нашей помощи нуждаетесь вы?

Вы, мужчины, наверняка удивитесь, если услышите от нас, что не существует и не может быть никаких «женских проблем». Они надуманы бюрократизированными умами. Наша женская доля участия в тяжелом, неженском труде, как и доля неучастия в высших «эшелонах власти», наши проблемы с детьми, жильем и даже наши интимнейшие проблемы — суть проблемы общесоциальные. Они касаются вас в не меньшей степени, ибо что ударяет в женщину, тут же бьет и по мужчине. Мы с вами неделимы.

Вам, дорогие мужчины, доподлинно известно на собственном семейном опыте, что самая аккуратная, самая расчетливая, самая миролюбивая при всех объективных женских недостатках, самая трезвая, самая организованная из двух половин человечества — женщины. Об этом, кстати, и классики марксизма предупреждали. Что же вы, зоркие, дальновидные, не используете наших талантов беречь деньги, наводить порядки (не в воинственном, а хозяйственном смысле), создавать уют, сохранять все живое?

Посмотрите на себя и на нас не глазами циркуляра, а глазами Природы. Бюрократический подход к женщине, семье, духовной жизни есть сегодня то же самое, что химический завод для воздуха и ГЭС для рыбы: создается искусственное, калеча естественное.

Нужно ли быть особо проницательными, дабы увидеть: в стране идет медленное, неуклонное объединение женщин. Первые ласточки прилетели. Создан союз женщин-кинематографисток. Клуб журналисток. Совет писательниц при иностранной комиссии Союза писателей. В мае 1989 года в Петрозаводске прошла первая встреча женщин-литераторов запада России. В марте был создан московский клуб женщин-литераторов «Вестница». По инициативе «Вестницы» намечено провести первую всесоюзную конференцию женщин-литераторов всей страны, итогом должна стать ассоциация писательниц при Союзе писателей СССР. Объединяются женщины-ученые. Создан оргкомитет по объединению творческих женщин из разных областей культуры. Возникло даже международное объединение под милым, но и грозным названием «Бабушки — за мир».

А как же мы? Нам тоже нужно! — беспокоятся женщины-учителя, врачи, инженеры.

Женщина просыпается. И почему-то не влекут ее к себе старые формы объединений — женсоветы, сделавшие и делающие свои добрые дела на предприятиях, но подчиненные пока еще все тому же бюрократическому принципу. Иначе разве мы дошли бы до жизни такой?

Поиски новых форм объединения, которыми ознаменован сегодняшний день, говорят о том, что женщины осознали: им нужно Содружество. В каждой республике свое, соответствующее ее особенностям. В каждом городе — свое, соответственно численности и проблемам города. В каждом районе свое. В каждом селе — свое.

Скажете, ратует против механизмов управления женщиной, а похоже, опять предлагает механизм?

Смысл Содружества — не выборы и политические платформы, а добровольная соборность. Не повторение структур комитетов и комиссий (пусть они делают свое дело), а широкое объединение, включающее и профессии, и интересы, принимающее неформальные решения, которые необходимо будет доводить до сведения законодательных и управляющих организаций. Содружество — это постоянное внимание к следующим проблемам (перечисляю без претензии на полноту).

Интернациональное и национальное воспитание. Ибо кто, как не мать, учит ребенка любви к своей земле и добрососедству? Живя в многонациональном обществе, мы долгие годы понятия не имели друг о друге, то есть были этнически не воспитаны. А между тем свойственное эстонцу может быть чуждо грузину, родное для русского непонятно таджику. Где этому учат? Нигде в мире. Не отсутствие ли такого понимания вкупе со сталинской национальной политикой дает нам сегодня горькие плоды национальных розней? Не потому ли весь мир ведет веками свои слепые драки? Сегодня мы переселяем турок-месхетинцев в Среднюю Россию. Что мы знаем друг о друге? Ничего. Почему месхетинцы гонимы? Каковы черты их характера? Возможно ли сочетание разных культур, народов, привыкших к жизни в разных географических условиях? Сегодня нет даже времени задуматься об этом: людей нужно спасать. Но разве не должно быть в человечестве научного знания друг о друге, способного наиболее благоприятно найти место на земле гонимому народу? И не женщинам ли пристало начать этническое воспитание поколений?

Экологическое воспитание. Кто, как не женщина, регулирует проблемы экологии в семье, приучая всех ее членов содержать дом в чистоте и порядке?

Духовное и душевное воспитание. Законы, принимаемые сегодня обществом, неполны без понятий чести, совести, благородства, взаимопонимания, терпимости, уважения к старшим и к женщине, вежливости, искренности, правдивости... Непочатый край дел и проблем!

Половое воспитание, построенное на понимании различия полов и в физическом, и нравственном, и в духовном планах.

Не продолжаю перечислений, уверенная, что множество женских умов точно определит сферу деятельности. Такое Содружество может стать беспрецедентным явлением в истории человечества. Кто-то же должен начать. Почему бы не женщины, прямо предназначенные для мира и продолжения жизни?

Но легко сказать — Содружество. А с помощью каких средств сможет оно, разветвленное и неоднозначное, объединять свои усилия?

Человека сегодня в значительной степени, помимо семьи и школы, формируют средства массовой информации. Ясно также, что на сегодня они, если не выполнили уже, то вот-вот выполнят свою миссию разрушения старых стереотипов, публикации лучшего из «сундуков» отечественной литературы. Настает время созидания. Время определения будущих духовных позиций человека и общества. Думаю, и женской соборности очень помогли бы усилия средств массовой информации. Вот несколько предложений относительно издания новых журналов.

«Вера, Надежда, Любовь» — литературно-художественный и нравственно-этический журнал. В центре его — личность, ее духовное и душевное развитие. Законы нравственности. Понятия совести, чести. Взаимопонимание между людьми. Особенности межнациональных отношений. Взаимоотношения полов.

«Герань» — журнал, посвященный дому. Полный спектр домашних дел всей семьи. Формирование личности в условиях семейного воспитания. Разделы «Ваша квартира», «Экономика домашнего хозяйства». Всяческая помощь семье в устроении быта. Вопреки установившемуся мнению о наших неурядицах, считаю, что у нас многое есть, но неверно используется и распределяется в атмосфере инерции нехваток.

«Как быть красивой» — журнал не только о модах и внешней красоте, но и о внутренней красоте женщины.

«Женщина и творчество» — журнал, объединяющий читательниц, чьи интересы лежат в сфере искусств.

«Подруга» — через литературу женщин и о женщинах разных стран к самопознанию, самосовершенствованию личности. Проза, поэзия, публицистика. Многообразие проблем, выраженных в художественных формах.

В связи со сказанным о журналах предвижу разговор о нехватке бумаги. Но разве нет у нас сегодня нерентабельных и повторяющих друг друга изданий? Скучных, бездарных, нечитаемых книг в планах издательств? Журналов давно забытых, хотя и издающихся на хорошей бумаге? Дайте женщинам разобраться, навести порядок, выявить возможности. Непривычно? Страшновато? Но это лучше, как мы убедились, чем держаться за явно устаревшие формы.

Кстати, телевидение и радио нехватки бумаги не испытывают.Почему бы здесь не открыть каналы для развития человеческих отношений.

Если женщины будут безучастны к тому, кто и как вершит в отношении их свое бюрократическое дело, если не возьмутся сами за устройство своего Содружества, за утверждение соборности, — какой мне будет прок от того, что некто в грядущем времени, возможно, наткнется на эти строки и скажет: а ведь был путь...

Москва

1989

© Васильева Лариса 1989
Оставьте свой отзыв
Имя
Сообщение
Введите текст с картинки

рекомендуем читать:


рекомендуем читать:


рекомендуем читать:


рекомендуем читать:




Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ»
© Неизвестная Женская Библиотека, 2010-2024 г.
Библиотека предназначена для чтения текста on-line, при любом копировании ссылка на сайт обязательна

info@avtorsha.com