НЕИЗВЕСТНАЯ ЖЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА |
|
||||||||||
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
Назад
© Уварова Людмила 1987 Давно это было, немыслимо давно, может быть, полвека, а то и того более тому назад; до сих пор помнится сырая мартовская капель за окном, острый воздух первых дней, даже не дней, минут весны, клочковатые на небе тучи и то ощущение радостного ожидания чего-то очень хорошего, что владело нами всеми тогда. И вот оно сбылось, ожидание радости — в нашу школу приехал знаменитый поэт Владимир Луговской. Был он поразительно красив в ту пору, победительно высокого роста, стройный, с массивной головой, мрачно нависшими густыми бровями, из-за бровей его называли «бровеносцем», с великолепным профилем римского центуриона. На первый взгляд Луговской казался несколько угрюмым, но тем неожиданней, тем отраднее была улыбка, как бы нехотя загоравшаяся в глазах и вдруг озарявшая все его прекрасное, словно высеченное из меди лицо. Голос у него был необыкновенный, густой, звучный, стихи свои он читал, как прирожденный актер, видимо, сам наслаждаясь и манерой исполнения, и самими стихами. Позднее мы окружили Луговского. Он обвел нас взглядом, мы преданно уставились на него, скудно кормленные, бедно одетые школьники тридцатых годов, не умевшие и не имевшие многого того, что дано нынешним акселератам — вкусно, досыта есть, одеваться в фирму, гонять на мотоциклах, мопедах, мечтать о дорогих проигрывателях, даже машинах, и спокойно видеть, как любым, самым смелым желаниям суждено неминуемо сбываться. Луговской выделил взглядом меня. Почему? Наверное, потому, что я была самая хилая и маленькая с виду, самая бедно одетая, самая несчастливая. Этого он, конечно, не мог знать, но я-то знала: у меня не было отца, у мамы был второй муж, ненавидевший меня, но из любви к маме, не желая причинить ей горе, я не жаловалась на отчима, стараясь сохранить все то, что теперь называется внешним декорумом. Он спросил меня: — Как зовут? — Люся. — Хотите проводить меня? Я не успела ответить, просто слов не хватило, он еще спрашивает! И потом меня никто, никогда не называл на «вы». Луговской улыбнулся, он все конечно же понял, сказал, обращаясь к стоявшему рядом со мною Сереже Радецкому, самому умному и самому ироничному мальчику изо всех седьмых классов нашей школы: — Вы тоже, если хотите, пойдемте с нами... Не буду описывать шквал зависти, который обрушился на меня и на Сережу, преследовавший нас обоих до тех самых пор, пока мы не очутились за порогом школы. Вскоре мы вышли на Арбат. Луговской — в середине, мы с Сережей — по бокам. Стремительно, как бы стараясь непременно догнать друг друга, мчались по небу облака, дул легкий ветер, молодая весна постепенно набирала силу. Луговской поглядел на меня сверху вниз: — Скажите, вы пишете стихи? Я смутилась. Как, каким образом он проник в тайну, которую я так тщательно оберегала решительно ото всех? Но я не могла и не хотела ему лгать: — Да, пишу. — Прочтите, — приказал Луговской. — Не знаю, чего бы прочитать, — сказала я тихо. — Что хотите, — предложил он, — что самой больше всего нравится. «Умерла, умерла душа, Царствие ей небесное. А тиха была, неслышна, Словно знамение крестное». Я быстро протараторила эти строчки и замолчала. Внезапно поймала себя на том, что позабыла, как будет дальше, и потом испугалась, вдруг Сережа начнет смеяться надо мной, что за упадочнические, несовременные стихи! И еще я боялась, что Луговскому эти стихи могут не понравиться. Мое опасение оказалось не напрасным. Сережа спросил тонким, ехидным голоском: — А дальше что? Чего это ты остановилась? — Забыла, — призналась я, — сейчас вспомню... — Не надо, — сказал Луговской и положил большую широкую руку на мое плечо. — Если можно, девочка, не надо... — А что, — осмелилась я. — Очень плохо? — Не так чтобы очень, просто это вторичные, подражательные, одним словом, не ваши стихи! — Мои, — слабо запротестовала я. — Ваши, — согласился Луговской, — но и не ваши, где-то что-то услышала, подобрала по слуху, словно мотивчик, и давай шпарить... Что, неправду говорю? Брови его дрогнули, приподнялись, открыв узкие, иссиня-серые смеющиеся глаза. И я не могла не ответить: — Да, правду... Умник Сережа хотел еще что-то добавить, наверное изрядно порезвиться над моим позором, но в эту минуту Луговской произнес: — Тише, ребята... Лицо его внезапно преобразилось, стало нежным, открытым, он протянул руку, проговорил свои густым, выразительным басом: — Здравствуйте, дорогая Мария Аристарховна, рад вас видеть! Мы обернулись и тоже увидели ее. Тоненькая, щупленькая старушка, на голове — черная шляпка с небольшими полями, на шляпке — крохотная, едва заметная вуалетка. На руках нитяные черные перчатки. — Цирлих-манирлих, верх элегантности, — пробормотал Сережа. Мария Аристарховна протянула ладонь в перчатке Луговскому, и он почтительно поцеловал ее. Я хорошо разглядела Марию Аристарховну. Узкое, с кулачок, лицо, живые, быстрые, совершенно молодые глаза, на увядших щеках, на лбу, на висках морщины и неожиданно свежий, детски полуоткрытый рот. — Я тоже рада видеть вас, Владимир Александрович, — сказала она. Голос у нее был низкий, значительный, мне подумалось, наверное, она хорошо поет. — Как здоровье? — спросил он. — В порядке, как видите, на ногах, а это в мои годы самое главное! — Не смею спорить, — учтиво пробасил Луговской. — В таком случае имею честь пригласить вас на мой вечер в Политехническом, ровно через неделю. — С превеликим удовольствием и сердечной благодарностью, — ответила Мария Аристарховна. — Я пришлю завтра же билет, — сказал Луговской и снова поцеловал ей руку. — Китайские церемонии, — насмешливо шепнул злыдень Сережа. — Познакомьтесь, Мария Аристарховна, — сказал Луговской, — это мои молодые друзья, любители поэзии Люся и Сережа. Она протянула нам руку, пожатие ее было неожиданно крепким. — Кто же ваш любимый поэт? — спросила. — Ахматова, — ответила я. Уже в то время я знала многие стихи Анны Ахматовой, мой отец, который жил далеко от нас, некогда, будучи студентом, познакомился с Ахматовой на благотворительном вечере в Петербурге. «Никогда не забуду, — рассказывал отец, — как она была величава и в то же время проста...» По-моему, он был тайно влюблен в Ахматову, но, разумеется, никогда никому не признавался, зато дома у нас были почти все томики ее стихов, некоторые стихи я помнила наизусть. — Ахматова? — переспросила Мария Аристарховна, должно быть, немало удивившись, в ту пору любимыми поэтами обычно бывали Безыменский, Жаров, Уткин, но никак не Ахматова. — А мой — Луговской, — откровенно льстиво заявил Сережа. — Перестаньте, — недовольно заметил Луговской. Мария Аристарховна улыбнулась нам, сказала: — Пожалуй, пойду, мне пора. Она скрылась за углом, мы пошли дальше. Луговской сказал: — Ребята, знаете, с кем я вас только что познакомил? Кто был ее дед? — Он назвал имя, с давних пор гремевшее в России, составлявшее заслуженную славу отечества. — Я ее зову арбатской дворянкой, — продолжал Луговской. — Знаете, еще сохранились такие вот древние и не очень древние старушки, большей частью какого-нибудь старинного, насчитывающего сотни лет рода, обычно они проживают в каком-либо, но непременно арбатском переулке или на самом Арбате, в древнем особнячке. Кругом у них старинные безделушки, которые помнятся им с самого детства... — С детства, — ухмыльнулся Сережа, — можно себе представить, какой там собран старый хлам! Луговской не принял его насмешки. — Мария Аристарховна, — произнес он сухо, внушительно, — одна из самых достойных женщин, которых я знаю! Он рассказал нам о ней. Поистине судьба ее была трагична: незадолго до революции умер отец, а вскоре от сыпного тифа скончался муж. Она осталась одна с маленьким сыном. Мальчик рос очень слабеньким, хрупким, ему необходимо было усиленное питание: куриный бульон, сливки, сахар, мед, а в те годы всей этой благодати негде было достать. Она поступила работать в какое-то только что созданное учреждение, подшивала там бумаги, потом бежала домой, к сыну, таявшему со дня на день. Однажды, вернувшись домой, она уже не застала его в живых. Шли годы, ей не раз представлялась возможность уехать за границу, она была совершенно одинока, все ее родичи давно уже осели в Париже, они звали ее к себе, в Париж, но она сказала раз и навсегда: — Никуда из России не поеду, на чужбине мне делать нечего... Луговской остановился. Мы остановились вместе с ним. Он подумал немного, стал читать своим густым, как бы проникающим в самую душу басом: «Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух». — Это Ахматова, — живо отозвалась я. Луговской кивнул: — Верно, Анна Ахматова, стихотворение написано в семнадцатом году. Он помолчал немного: — Я часто перечитываю стихи Анны Андреевны, это стихотворение как-то удивительно подходит моей арбатской дворянке. — Где она живет? — спросил Сережа. — Все там же, в особнячке, в арбатском переулке, там она прожила свои юные годы, только занимает теперь не весь этаж, как когда-то, а маленькую, при кухне, комнатку. Я ее спросил как-то, не тесно ли ей, она ответила: — Мне хватает квадратных метров, много ли мне надо? Ведь я в Москве, на родине, у себя дома, а это уже счастье! — Сколько ей лет? — спросил Сережа наивно. Луговской холодно ответил: — Не знаю, не интересовался. — Помедлил и добавил: — На таких, как Мария Аристарховна, земля держится. — Неужели? — удивился Сережа, подмигнув мне. Но Луговской строго повторил: — Да, именно так, на таких, как она, земля держится! Она для меня, да и не только для меня, — олицетворение подлинного, без фанфарных слов и пышных излияний, патриотизма в самом высоком значении этого слова. Вот вам, к слову, еще один пример: у нее оставались картины, принадлежавшие некогда ее знаменитому деду. Дед любил коллекционировать картины русских художников, там были Серов, Айвазовский, Федотов, Левитан, Нестеров. И все эти сокровища она подарила московской Третьяковке и Русскому музею в Ленинграде. А ведь, поверьте, она далеко не богата, могла бы продать картины, получила бы немалые деньги, хватило бы на все оставшиеся годы... Мы прошли через весь Арбат до самой Смоленской площади. Я спросила Луговского: — Наверное, она была очень красивая? — Кто? — переспросил Луговской. — Вы имеете в виду Марию Аристарховну? — Да, ее. — Возможно, — согласился Луговской.— У нее, если вы заметили, и теперь такие выразительные, яркие глаза. Я ее застал уже сильно пожилой, она часто болеет, но запомните, в этом щуплом, немощном теле живет подлинно сильная, мужественная душа... — Напишите о ней стихи, — вдруг прорвало Сережу. — Там поглядим, не будем загадывать, — неопределенно ответил он и перевел разговор. Мне подумалось, наверное, подобно многим поэтам, Луговской не любит говорить о своих замыслах, делиться планами. По-своему, должно быть, он прав... Прошли годы. Конечно же я позабыла об арбатской дворянке, да и ни к чему было вспоминать о ней, пути наши, однажды перекрестившись, так и не сошлись больше ни разу. Но как-то, было это в первые июльские дни сорок первого, война только-только начинала разгораться, я встретила Марию Аристарховну все там же, на Арбате, неподалеку от «Праги». На этот раз у нее на плечи был накинут плотный серо-зеленоватого цвета ватник, на ногих мальчиковые ботинки, хотя день был сравнительно теплый. Арбат был уже далеко не тот. На окнах домов белели крест-накрест наклеенные полоски бумаги, мешки с песком закрывали витрины магазинов. Я первая подошла к Марии Аристарховне, она подняла на меня недоумевающие глаза. — Когда-то, тому уже лет семь, нас познакомил Владимир Александрович Луговской, — сказала я. Лицо Марии Аристарховны оживилось. Она не узнала меня, я это поняла сразу, но имя Луговского открыло путь к ее сердцу. — Луговской, — повторила она, — я так давно не видела его... — Я тоже, — призналась я. — А что вы собираетесь теперь делать? Поедете в эвакуацию? Тогда только что родилось и постепенно стало обретать права гражданства новое, не бытовавшее раньше слово «эвакуация». — Нет, — ответила Мария Аристарховна, — никуда я не собираюсь, хотя, — прервала она себя, слегка улыбнувшись, — неправда, собираюсь, завтра же еду в Волоколамск, на трудфронт, копать рвы... Еще одно слово было рождено войной — «трудфронт». — Меня тоже посылают на трудфронт, — сказала я. — На днях поеду в Химки тоже рыть противотанковые рвы. — Выходит, мы с вами коллеги, — заметила Мария Аристарховна, она коснулась рукой своего ватника. — Нашлись добрые люди, выручили меня, раздобыли мне ватник, поверьте, самая удобная одежда для трудфронта. — Мне тоже обещали достать,— сказала я. Она приблизила ко мне лицо: — Знаете, ведь меня не хотели посылать в Волоколамск, боялись, выдержу ли, такая старуха, вдруг, думают, свалится в дороге? Но я настояла на своем, чем я хуже других? — Нисколько не хуже, — искренне ответила я, — даже намного лучше, наверно... Еще прошло два года войны. Помню, зима в разгаре, неослабевающие изо дня в день холода, деревья в Александровском саду трещат, схваченные морозом, птицы падают на лету, сраженные морозом насмерть. И опять довелось встретиться с Марией Аристарховной, но только не на Арбате, а возле библиотеки имени Ленина. Она деловито шагала навстречу мне, вигоневый платок на голове, в пальто, должно быть, перешитом из военной шинели. Ресницы отяжелели от снега, худые щеки чуть порозовели. На этот раз сразу же узнала меня. — Я теперь работаю в госпитале, на Новинском, — ответила она на мой вопрос. — Нет, не в штате, что вы, кто это такую старуху оформит в штат? Просто прихожу каждый день в госпиталь, в палаты, читаю раненым, если попросят, пишу за них письма, а то и просто беседую с ними. — О чем же вы беседуете? — спросила я. Каюсь, некоторая насмешка, наверное, против воли послышалась в моем голосе, но Мария Аристарховна словно бы ничего не заметила. — О многом. Говорим о жизни, я расспрашиваю о доме, о родных, которые остались где-то там,— она махнула ладонью в белой, грубой вязки варежке. — У кого родные остались в оккупации, кому больше повезло, семья где-то в Сибири, на Урале, в Средней Азии, они мне рассказывают обо всем, и я им тоже о себе рассказываю. — Что же вы рассказываете о себе? — спросила я. Она ответила серьезно, даже, как мне показалось, грустно: — Разве мне нечего вспомнить? Мы расстались с нею. Она быстро пошла, почти побежала своей легкой, деловитой походкой к метро, а я пошла обратно, на Моховую. Шла и думала о ней, вспоминала слова, сказанные когда-то Луговским: «На таких, как Мария Аристарховна, земля держится...» И вот мы встретились с нею опять, весною, в день Девятого мая сорок пятого. Казалось, весь город высыпал на улицу, никто, кроме самых малых и старых, не оставался дома, всех тянуло на бульвары, на проспекты, на Красную площадь. Я шла Тверским бульваром, около памятника Тимирязеву увидела Марию Аристарховну. Она сидела на скамейке, как мне подумалось, одетая все в то же черное пальтецо, в котором некогда повстречалась нам с Луговским, только шляпки на голове не было, седые, гладко зачесанные волосы были открыты весеннему солнцу. Лицо ее показалось совсем маленьким, сморщенным, зато глаза стали вроде бы больше и шире. Я подошла к ней. Сказала: — С праздником, Мария Аристарховна... Она вся просияла, улыбнулась: — С праздником, самым что ни на есть великим... Как отрадно было слышать ее чисто московское, ясное произношение, которое и тогда, и тем более теперь нечасто услышишь. — Вот сижу любуюсь, — она кивнула на проходивший мимо нескончаемый поток людей. — Не могу вдосталь налюбоваться, очевидно, все они направляются на Красную площадь... — Я тоже иду на Красную площадь, — сказала я. — Пошли вместе... Она медленно покачала головой: — Спасибо, милая, не могу, подпорки ослабели... — Подпорки? — удивилась я. — Вот именно, — по-прежнему улыбаясь, подтвердила Мария Аристарховна. — Только не будем больше говорить об этом, ладно? Я догадалась, у нее было неладно с ногами, неудивительно в ее годы, но она, как я поняла, принадлежала к тому далеко не часто встречаемому меньшинству, которое не любит жаловаться, не терпит говорить о своем здоровье. О таких, как она, Расул Гамзатов много позднее, уже в наши дни, сказал: «Есть редкие люди, в отличие от многих, они не придают международного значения своему здоровью...» Мне стало жаль ее. Все радуются, все счастливы, празднуют великую Победу. А она вынуждена из-за своих ног оставаться одна-одинешенька на скамейке бульвара... Она словно бы угадала, о чем я думала: — Не тревожьтесь за меня, я не буду одинока нынче. — И пояснила: по сей день, несмотря на то что ноги не очень-то слушаются ее, она продолжает ходить в госпиталь, к своим раненым. Сегодня «ее» палата договорилась с соседней, они будут вместе праздновать Победу. — И меня тоже пригласили, — сказала Мария Аристарховна. — А живете вы все там же? — спросила я. — Конечно, где же еще? Она поглядела на меня добрыми, близорукими глазами: — Куда же я денусь от своего Арбата? Так, наверное, и останусь там жить до последнего своего часа... Она произнесла эти слова очень тихо, но я услышала их. Не доходя до конца бульвара, я обернулась, поискала глазами Марию Аристарховну, но ее уже не было видно, должно быть, отправилась к своим, в госпиталь. Мне подумалось, раненые наверняка любят ее, ждут, когда она придет, и, надо полагать, ей теплее, уютнее жить с сознанием, что она необходима кому-то... За последние годы мне приходилось иногда встречаться с Владимиром Александровичем Луговским. В последний раз я встретилась с ним незадолго до его поездки в Ялту, последней его поездки, из которой ему уже не суждено было вернуться. Помню, в тот раз я рассказала ему о своей встрече в день Победы с арбатской дворянкой. Он сказал: — Давненько я не видел ее, надо бы как-нибудь зайти, навестить... О, как же немилосердно ругала я себя потом, ну что бы мне стоило взять тогда у Луговского ее адрес? Я знала, Мария Аристарховна живет где-то на Арбате, в каком-то переулке, но ведь не обойдешь же все, какие имеются на Арбате дома, один за другим! И потом Мария Аристарховна, как говорил Луговской, носила фамилию мужа, которая была мне не известна, как же отыскать ее? Впрочем, наверное, кто-то более дотошный, более умелый, чем я, все-таки сумел бы отыскать. А я не сумела. Больше уже не довелось мне видеть нашу арбатскую дворянку, хотя, каждый раз бывая на Арбате, я замедляла шаги, вглядывалась в лица проходивших мимо, переходила с одной стороны на другую, но увы — она так ни разу и не встретилась мне...
|
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
© Неизвестная Женская Библиотека, 2010-2024 г.
Библиотека предназначена для чтения текста on-line, при любом копировании ссылка на сайт обязательна info@avtorsha.com |
|