НЕИЗВЕСТНАЯ ЖЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА |
|
||
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
Назад
© Тэффи (Надежда Лохвицкая) 1915 После генеральной репетиции подошла ко мне одна из актрис, молоденькая,
взволнованная... — Простите, пожалуйста... ведь вы автор этой пьески? — Я. — Пожалуйста, не подумайте, что я вообще… — Нет, нет, я не подумаю, что вы вообще, — поспешила я ее успокоить. — У меня к вам маленькая просьба. Очень, очень большая просьба. Впрочем,
если нельзя, то уж ничего не поделаешь. Она не то засмеялась, не то всхлипнула, а я вздохнула, потому что угадывала,
в чем дело: наверное, попросит прибавить ей несколько слов к роли. Это — вечная
история. Всем им так хочется побольше поговорить! Актриса покусала кончик носового платка и, опустив глаза, спросила с
тихим упреком: — За что вы его так обидели? Неужели вам ничуть-ничуть не жаль его? — Кого? — удивилась я. — Да вот этого рыжего молодого человека в вашей пьесе. Ведь он же, в
сущности, симпатичный. Конечно, он не умен и не талантлив. Но ведь он же не
виноват, он не злой, он даже очень милый, а вы позволили этому противному
картежнику обобрать его до нитки. За что же? Я смутилась. — Послушайте... я не совсем понимаю. Ведь это же такая пьеса. Ведь если
бы этого не было, так и пьесы бы не было. Понимаете? Это ведь и есть сюжет
пьесы. Но она снова покусала платочек и снова спросила с упреком: — Пусть так, пусть вы правы. Но неужели же вам самой не жаль этого
бедного, доверчивого человека? Только скажите — неужели вам не больно, когда у
вас на глазах обижают беззащитного? — Больно! — вздохнула я. — Так зачем же вы это позволяете? Значит, вам не жаль. — Послушайте! — твердо сказала я. — Ведь это же я все сама выдумала.
Понимаете? Этого ничего нет и не было. Чего же вы волнуетесь? — Я знаю, что вы сами выдумали. Оттого-то я и обращаюсь со своей
просьбой прямо к вам. Раз вы выдумали, так вы сможете и поправить. Знаете что:
дайте ему наследство. Совершенно неожиданно. Я молчала. — Ну, хоть небольшое, рублей двести, чтоб он мог продолжать честную жизнь,
начал какое-нибудь дело. Я ведь не прошу много — только двести рублей на первое
время, — потом он встанет на ноги, и тогда за него уж не страшно. Я молчала. — Неужели не можете? Ну, полтораста рублей. Я молчала. — Сто. Сто рублей. Меньше трудно — ведь вы его привезли из Бердянска.
Дорога стоит дорого даже в третьем классе. Не можете? — Не могу. — Господи, как же мне быть! Поймите, если бы я могла, я бы ему из своих
денег дала, но ведь я же не могу! Я бы никогда не стала унижаться и просить у
вас, но ведь только вы одна можете помочь ему! А вы не хотите. Подумайте, как
это ужасно. Знаете, говоря откровенно, я никогда не думала, что вы такая жестокая.
Положим, я несколько раз ловила вас на некрасивых поступках: то вы мальчишку из
меблированных комнат выгнали и перед всем театром показали, какой он идиот. То
расстроили семейное счастье из-за брошки, которую горничная потеряла. Но я всегда
утешала себя мыслью, что просто нет около вас доброго человека, который указал
бы вам на вашу жестокость. Но чем же объяснить, что вы и теперь не хотите поправить
причиненное вами зло? — Да я ничего... Я не прочь, только мы так всю пьесу испортим. Подумайте
сами: вдруг ни с того ни с сего — пожалуйте наследство. — Ну, тогда пусть окажется, что он еще раньше отложил сто рублей про
черный день. — Нельзя! Характер у него не такой. — Ну и пусть будет не такой, лишь бы ему легче жилось. Господи! Ведь все
же от вас зависит. Я задумалась. Действительно, свинство с моей стороны губить человека. Ведь я, в
сущности, — его судьба, я вызываю его из небытия и мучаю. Если бы у меня была
душа благородная, я вызывала бы людей только для того, чтобы дать им радости и счастье.
А я публично высмеиваю, шельмую, обираю при помощи разных темных личностей.
Некрасиво. Противно. Пора одуматься. — Как быть, дружок? — сказала я актрисе. — Я сама рада помочь ему, да
теперь уж поздно. Генеральная репетиция прошла, вечером спектакль. Теперь уж
ничего не поделаешь. — Ужас! Ужас! Погибнет человек. — Пропадет ни за грош, — уныло согласилась я. — В чужом городе, один... — И как вы раньше не подумали? — Сама не понимаю. Озверела как-то. Мы обе замолчали. Сидели, опустив головы, подавленные. — Знаете что! — вдруг решила я. — Мы этого так не оставим. Мы все-таки
дадим ему тысяч десять. Только не сегодня, а потом, когда пьеса будет
напечатана в сборнике. Прямо сделаю звездочку и выноску: такой-то, мол,
неожиданно получил от тетки (видите, как ловко!), от тетки десять тысяч, начал
на них дело и быстро пошел в гору! Ладно? — Дорогая моя! Можно вас поцеловать? — Ну конечно, можно! Давайте целоваться — нам легче станет. Знаете, я
даже двадцать тысяч дам ему. Бог с ним — пусть устроится без хлопот. — Милая! Милая! Какая вы чудная! А... не сердитесь только... тому
мальчишке, что вы в прошлом году обиде... т. е. которого выгнали, тоже можно
что-нибудь дать? — Ну конечно. Этот рыжий может встретить мальчишку и дать ему из
двадцати тысяч — ну, хоть тысячи две. — Да, да, это даже хорошо. Пусть приучается делать добрые дела. Какая вы
чудная!.. Ну... а... с другими как? — Погодите, дайте только время! Всех пристроим. — Дорогая! А помните, у вас в рассказе старая дева в Троицын день ждала
жениха? Как же мы с ней-то будем? — Ах, пустяки! И вовсе она не так уж стара — ей и тридцати пяти не было.
Она получит массу денег, отдохнет и посвежеет, А там, смотришь, и замуж
выскочит. — Милая! Милая! Давайте целоваться! Знаете, у вас даже лицо совсем
другое стало. Честное слово! Вот посмотрите в зеркало. Я посмотрела. Действительно, совсем другое. А какое — не скажу. |
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
© Неизвестная Женская Библиотека, 2010-2024 г.
Библиотека предназначена для чтения текста on-line, при любом копировании ссылка на сайт обязательна info@avtorsha.com |
|