НЕИЗВЕСТНАЯ ЖЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА |
|
||
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
Назад
© Горланова Нина
Воскресенье. Я собираю чемодан. Муж на кухне. Дети в детской. — Мама! А Света выпила воду из-под красок! Я рисовал-рисовал, а она выпила!.. — Не плачь, она же маленькая. Ну-ка, что у тебя вышло? — Вот, это грустный волк, это папа на костылях. — Почему на костылях? — Потому что интересно. Нальешь мне еще воды? — Иди к папе, я уже одной ногой здесь, а другой там. Надеваю пальто. — Мама, купи мне в Москве что-нибудь! — И мне — куклу. — А мне или танк, или жвачку. Муж выходит поцеловать меня, на ходу пробуя кашу из ложки. — Повесть, тьфу, пьесу — взяла? — Может, уж не ехать? Бог с ней, с пьесой. — Сколько у тебя экземпляров? Пять? На этой литовской папиросной бумаге? Ну и хорошо. С Королевым там не особенно... — Мама, а Королев — король? — Нет, просто мой друг. Дети! Слушайте папу, и ты, Света, дай мне помаду, где ты ее нашла? Ох, уже успела — съела! Я хотела губы накрасить, я ведь тоже человек! — Не человек! — она притопывает ногой. — А кто? — Мама. И она в общем права. Но все-таки через час я чувствую себя почти человеком: сижу в самолетном кресле, под языком таблетка аэрона, в руках наготове кулечек. Соседка ведет захватывающий разговор о дефиците: — Взять ситец. По телевизору говорили, что он весь идет на производство линолеума — как основа. А нам спать не на чем. Что нужнее: белье или этот панцирь на полу? Абсурд, какой абсурд! Я улыбаюсь. Дело в том, что пьесу я написала абсурдистскую, хотя она в принципе про ситец, про белье и про жизнь. Королев встречает меня по-королевски — с букетом гвоздик (это в марте-то!). Он все так же худ и сдержан, и если мог бы сойти за какого-нибудь короля, то только разве за английского. — Неужели я в Москве! Семь лет, семь зим! — Как ты все-таки вырвалась? — С нервами дальше некуда... Мы садимся в такси, я еще продолжаю размахивать руками и что-то обсуждать, но Королев не слушает: — Пока расслабляйся! Голову немного набок — вот так. Руки свободно. Отдыхай. Понедельник. Я стою перед Министерством культуры, зданием почти духовным, хотя и материальным. Волнуюсь. Вхожу. Снимаю пальто. Гардеробщик принимает его, привычно взглянув на этикетку у воротника — иностранное или нет. Я в свою очередь смотрю на его огромные ручищи, испещренные наколками. На левой кинжал, сверху крупно: «Помни Толя». Снизу мелко: «брата Колю». На другой руке витиевато и загадочно: «Нет счастья на Луне». Я спрашиваю: — Почему на Луне? Отвечает, что исполнено, когда американцы на Луну летали и жизни там не нашли. Подымаюсь на четвертый этаж — в репертуарную коллегию, — Что вы хотите? — спрашивает меня на ходу министерского вида дама с папкой под мышкой. — Пьесу привезла. Вот. Из Перми. — У вас есть договоренность с местным театром? — Нет. А нужно? Дама, энергично выталкивая меня, скороговоркой: — Когда есть договор, мы быстренько рецензируем, быстренько определяем степень художественности, категорию оплаты — и все! Так что давайте поезжайте обратно и договаривайтесь! — Дело в том, что... Пьеса абсурдистская, в провинции ее едва ли... — Из Перми везут абсурдистскую пьесу! Абсурд! — А что? — Нам такие не нужны. — А какие? — Про жизнь. — Так у меня про жизнь тоже. И даже философская... — Что делается! Из Перми везут философию! — Да что вы имеете против Перми?! — пошла я в наступление, но она тотчас заслонила свою грудь папкой, как щитом, и позиций ни на шаг не сдала. Девушки за столом спокойно созерцали нашу перепалку, не выказывая мне сочувствия, но и не поддакивая своей начальнице. Это меня как-то поддержало. — Распутин вон вообще в Иркутске живет! — сказала я. — Распутин! Я вижу, вас не смущают никакие сравнения! Да когда он пришел в театр, имел солидный багаж! — Какой багаж? — растерялась я. — Духовный, конечно! А вы говорите! — Но и он когда-то пришел с первой вещью. — С первой вещью идут в журнал, а не к нам. — В журнал? С пьесой? — Говорю вам — получите плохую рецензию. Сдаюсь. Ухожу. Дама, обогнав меня, спешит куда-то по коридору, вдруг останавливается, оборачивается, назидательно провозглашает: — Не воображайте, что вы одна пишете пьесы! Мы рецензируем тысячу сто пьес ежегодно. Понятно? Мне ничего не понятно. Если так рецензируют, как мою, то... Звоню Королеву на работу и жалуюсь на жизнь. Он традиционно советует: — Ничего. Пока сядь, расслабься. Вторник. Подхожу к театру на Таганке. Я полна надежд: все-таки самый современный театр. Здесь знают толк в искусстве. Здесь вон зрители с утра спрашивают лишние билетики! С крыши театра неожиданно падает полутонная глыба снега и, никого не убив, с уханьем разбивается на мелкие кусочки. «Чудеса начались, может, к счастью», — думаю я. Вхожу. Сидит вахтер. Глаза прямо библейские какие-то, поэтому я сразу верю его словам насчет того, что сегодня у них в театре выходной. — А вы что хотели? — Пьесу привезла. — А какая у вас пьеса? —Э-э... Про жизнь. — Нам не подойдет. Если бы что-нибудь философское, абсурдистское. В общем — гениальное. — Насчет гениальности. У меня есть только одно доказательство — она мне явилась. Вся, в четырех действиях. Астральное доказательство. — Вы в ЭТОМ понимаете?! Здорово! Какой у вас знак? — Чего? — Зодиака? — Я родилась... — Это... между быком и козерогом, так, эмм...мм... Ага! Вот! Это значит: «Проблемы Толстого и Достоевского одновременно». То, что нужно. — Смотрите-ка! В этом что-то есть. Действительно, одновременно. Да-а... — Вы оставьте пьесу. Я постараюсь кому-нибудь передать. Ах, какое название! «Рой»! Блеск! Запишите мой телефон. — Домашний? — Нет. — Рабочий? — Нет. — Какой-нибудь астральный? — Обязательно. Я позирую тут, одному, для Христа, В общем, звоните в четверг утром. Успею еще вашу вещь ребятам показать своим, они стосковались по работе. Совсем нет современных пьес. — Они у вас где, ребята-то? — В ГИТИСе, где еще. В общем, звоните, вы мне понравились. Вы замужем? — У меня трое детей. — Это
ужасно. Служебный вход Художественного театра. Осторожно пробираюсь между каких-то труб. Вдруг прямо из-под земли вырывается столб пара, я отскакиваю, но тут же на ноги мне из-под огромных ворот вытекает лавина горячей красной жидкости. Репетируют они, что ли? Благополучно взобравшись по лестнице, вхожу. На вахте седая интеллигентная старушка. — Здравствуйте. Мне бы заведующего литчастью. — Она только что ушла. А что такое? — Я пьесу передать. — А какая у вас она: современная или из исторической жизни? — Современная. — Это хорошо. Нам очень нужны современные. — Если я оставлю, вы передадите? — Обязательно. Как она называется? — «Рой». — «Рай»? — Нет, «Рой»... это так, это рабочее заглавие, неважно... — Но почему какой-то «Рой»?! — недоверчиво тянет вахтерша. — Это... это вытекает из содержания. — Ну, я почитаю, — снисходительно пожимает плечами. — Вы? — А что тут такого? Не думайте, что мы за семьдесят рублей здесь сидим! Мы за любовь свою сидим. И театр понимаем! — Да я ничего,
я не к тому... Просто. Ох, пьеса, моя пьеса! Долго ли ты будешь шуршать крыльями в руках человеческих или взлетишь наконец, вырвешься на свободу, на подмостки, пропоешь на весь мир?! Как мне вывести в люди свое детище, как сосватать ее какому-нибудь режиссеру, такому, чтобы не очень ее притеснял, а полюбил бы всей душой, нарядил в достойный наряд и вывел на сцену?! Такие мысли одолевают меня весь вечер, несмотря на то, что Королев упорно призывает расслабляться. Четверг. Я снова на Таганке. Волнуюсь: прочли или не прочли? И что скажут. Вхожу. Сразу замечаю, что моя рукопись, расхристанная, валяется на столе вахтера. Конечно, бумага папиросная, мнется быстро, но все-таки неужели нельзя поаккуратнее. Нехорошие предчувствия одолевают меня. Другой вахтер (может быть, тоже студент) равнодушно смотрит, как я начинаю разглаживать листы и прижимать их к сердцу. Робко спрашиваю: — Значит, не захотели читать мою пьесу? — Почему же, читали-и, — басит он. — Значит, не понравилась? — Почему же, понра-а-авилась. — Тогда что получается: со мной не хотят разве поговорить, посоветовать что-нибудь, кто читал-то? — Пожарник вон читал, — и показывает рукой на сидящего поблизости пожарника, судя по всему, третьего студента. — Пожарник? — У нас литчасти нет. А режиссер пьес не читает. Мы вообще прозу все время ставим, вы разве не заметили? В растерянности я набираю номер, который позавчера дал мне вахтер: — Алло! Это вам авторша из Перми позвонила... — Да-да! Я вас прочел. Но театру это не подойдет. Не совсем отработано. Я обычно такие вещи сначала переписываю в прозу, а потом снова в пьесу. — Да? А может быть, вам следует цепочку удлинить? — Как? — А так: в прозу, в стихи, потом в серию комиксов, ну и обратно — в пьесу. — Да вы не расстраивайтесь! Хотите, я вас на спектакль в наш театр проведу? Могу на любой. — А вы какой валютой берете? — Никакой. Бесплатно. — Так я и думала, что астральной. Что ж, я согласна, хоть расслаблюсь. Пятница. Я уже спокойна. Будь что будет. Вхожу в «Современник». Сидит вахтерша. Я автоматически выпаливаю: — Мне к завлитчастью. Привезла пьесу. Из Перми. — А разве есть такой город — Пермь? Это что — за Полярным кругом? — Да. Нет. Это на Урале. — На Урале? — Конечно. Неужели не слыхали? Астафьев еще от нас вышел. — От вас? Да он, наверное, просто жил у вас, а Астафьевым уже стал сам по себе. — Так можно мне пройти к завлиту? — Нет, ни в коем случае. Позвоните вот по внутреннему телефону... Ну, что она говорит? Репетиция? Оставить машинопись? Вот здесь подпишите: Боголюбовой. Что вы пишете?! Не Боголюбовой, а Богомоловой. Не то! Пишите: Богоявленской. Нет, честное слово, провинциалы сразу видны... Что с вами? — Ничего, голова... — Что голова? Да вы полностью побелели! Вызвать «скорую»? — Да. Это криз, ничего страшного... — Сейчас, сейчас! Да что же это! Когда «скорая» уезжает, я вижу, как вахтерша убирает со стола остатки стеклянной ампулы, заваривает чай: — Велели чаю сладкого, вот, пожалуйста, что это вы такая слабенькая и пьесы пишете, не женское это дело, я и то смотрю, женщина что-то написала, как будто мало уже понаписано, а пальтишко-то, вам бы одеться получше, да вы пейте, пейте... — А можно от вас позвонить? Телефонный разговор. — Здравствуйте, это Художественный театр? — Да. Литчасть слушает. — Вам передали мою пьесу? «Рой»? — Да. Я прочла уже. Дважды прочла. Очень понравилась! Это которая ваша пьеса — по счету? — Первая. — Не может быть! — В самом деле. До этого я рассказы все... — Потрясающе! Зачем рассказы! У вас талант драматурга. Но... — Что «но»? — Мы не можем взять пьесу незнакомого автора, вы понимаете? — Понимаю, — отвечаю я, хотя ничего не понимаю. — Но вам нужно писать. Обязательно писать вторую! — Да? — Да. И знаете что... Если есть у вас в жизни что-нибудь светлое, пишите об этом. Все-таки театр — это луч света в темном царстве. А первая пьеса у вас слишком мрачна. Есть светлое? Вы меня слышите? — Да. Нет. — Вот и пишите! Желаю вам удачи. А неизвестного автора мы поставить не можем. — Значит, вы считаете, и нигде в Москве не возьмут? — Я считаю, что в провинции ее точно не возьмут, нужна столичная коррекция и... Очень уж мрачно у вас все. — Но там целых два положительных героя! — А отрицательных сколько! В процентном отношении очень-очень мрачно. К тому же героиня, она, конечно, добрая... упрощенно говоря, но... она живет такой тяжелой жизнью. Жизнь-то у нее слишком тяжелая. Отсюда еще мрачнее... Суббота. Третий час сижу в театре на Малой Бронной. Вахтерша объяснила, что у завлита выходной, но главный режиссер здесь, ведет репетицию, нужно ждать. И я жду. Расслабляюсь. Мимо меня ходят знакомые мне по кино артистки, фамилии которых я не помню. Но это не мешает мне примерить каждую на ту или иную роль в моей пьесе. Некоторые очень подходят. Особенно одна высокая блондинка — прямо главная героиня и все тут. Я даже с опаской гляжу на длинный шарф, обмотанный трижды вокруг шеи и все равно свисающий чуть не до полу. Мода модой, но страшная гибель Дункан меня пугает. Мысленно заклинаю эту актрису не ездить в открытом автомобиле и беречь себя для моей пьесы... Время от времени появляется буфетчица с кроссвордом в руках и спрашивает: — Театральный художник на шесть букв, первая — Я. Все молчат. — Якулов, — робко отвечаю я. Буфетчица примеряет «Якулова», смотрит на меня с уважением, предлагает зайти в буфет и перекусить. Но я боюсь уйти с поста наблюдения. И хорошо, что не ушла. Вот спускается величественный старик. Я бросаюсь к вахтерше, шепотом: — Это режиссер? — Нет, это артист Броневой. И она потеряла ко мне всякий интерес. Что за курица — пьесу написала, а Броневого не знает. Самое обидное, что я его знаю, только в кино он совсем молодой... Но вот на лестнице появился наконец другой мужчина: в замше, усталый и значительный. Я снова к вахтерше: — Режиссер? — Нет, это наш завхоз. Он направляется сразу ко мне: — Вы от Василия Ивановича? — Нет. — От Ильи Петровича? — Нет, нет, не беспокойтесь. Он смотрит на меня пристально, отводит в сторону. — У вас муж есть? — Что? У меня такой вид, да? А ведь действительно: продаю, продаю, никто не покупает... Есть муж, есть. — И дети есть? — И дети. Трое. Замшевый завхоз оторопело смотрит на меня, потом восхищенно: — Темпераментная! Я отскакиваю от него, выскакиваю из театра. Следом голос вахтерши: — Подождите! Куда вы! Спустился главный режиссер... Я уныло возвращаюсь и что-то невнятно бормочу в лицо главному: что оставила троих детей, что привезла пьесу, что, по его книге судя, он ищет современную пьесу... Он слушает меня, берет машинопись и устало отвечает: — Хорошо.
Звоните мне. Я вам что-нибудь скажу. Воскресенье. — Мама приехала!!! Прибежали все. Чмоки, смех, визг, шум, кто-то даже мяукает. Старшая несет свою тетрадь по письму: — Смотри: большая пятерка! — Ты все еще не понимаешь: дело не в размере, а в самой оценке. Поняла? Она моментально переводит разговор: — Ну как, приняли твою пьесу? — Нет, детонька, не приняли. — А что говорят? — Мрачная слишком. — Ну вот! Я говорила, что сказку про белое-черное радио и гроб на колесиках не нужно вставлять, а ты все: расскажи да расскажи! Ты сильно расстроилась? Мы тебя сейчас развеселим! У нас появился котенок! — Что? Я сойду с ума. Если бы мы хоть жили на первом этаже! — Не беспокойся. Он ходит прямо в унитаз. — Если бы еще за ручку дергал! — Мама, этот котенок вырастет и будет ловить мышей. — Но у нас нет мышей. — Мы разведем. — Это уже другой разговор. Тогда пусть остается. Света, не плачь, котенок останется у нас. А я напишу пьесу для детей — светлую. Иди ко мне, моя маленькая! Но маленькая не обращает уже на меня никакого внимания, она гладит котенка, приговаривая: «Иди ко мне, к своей маме! Я мама, ты — мой сынок». Испуганно кричу мужу: — Что с ребенком? — Нормальная девочка, готовит себя к семейной жизни. Не всем же быть писательницами, правда? — Вижу, как ты устал. Ну, иди, полежи, расслабься. Я дома. |
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
© Неизвестная Женская Библиотека, 2010-2025 г.
Библиотека предназначена для чтения текста on-line, при любом копировании ссылка на сайт обязательна info@avtorsha.com |
|