НЕИЗВЕСТНАЯ ЖЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА |
|
||
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
Назад
© Шевелева Екатерина 1984 На Страсбургском симпозиуме рабочими языками были французский и английский. С благодарностью вспоминала я своих родителей, учивших меня английскому с малых лет. ...По-видимому, согласно доброму намерению энергичных, широко образованных организаторов симпозиума философский подход к проблемам сочетался с дискуссиями. Спор выходил в гущу современности, так сказать, из-под сени прекрасного Страсбургского собора с его как бы летящим сквозь века колокольным звоном. Позитивные общественные тенденции проявлялись на симпозиуме в уважительных репликах по поводу мирных инициатив нашего государства. Дыхание современности было в сообщениях с только что завершенного — территориально по соседству со Страсбургом — международного кельнского конгресса «Интерлит-82»: было оно в рассказах о марше мира и об успешных демонстрациях единства с рабочими крупной автомобильной фирмы «Ситроен», требовавшими улучшения производственно-бытовых условий. Часто рамки регламента докладчика раздвигались, спорный вопрос, что называется, сходил с трибуны в зал независимо от того, закончил или нет свой доклад тот или иной участник симпозиума. А потом докладчик включался в горячее оживление зала «круглого стола» независимо от того, занял или еще не занял своего места в президиуме симпозиума следующий оратор. Словом, был столь необходимый в наше тревожное время обмен мнениями, часто прямо противоположными. Так было и после моего доклада о нравственных критериях предвоенной и военной советской, молодежи. Реплика из зала: — За нынешнюю международную напряженность ответственны как США, так и Советский Союз! Докладчик: — Не Советский Союз рассматривает всю Европу как новый Верден! Не Советский Союз утверждает возможность ограниченной термоядерной войны. Не Советский Союз затеял размещение ракет в Европе! Председатель: — История свидетельствует, что потом каждая сторона предоставляет убедительные доказательства, что не она развязала войну! Докладчик: — Термоядерная война без «потом»! Эти мои слова неожиданно для меня в тот день завершили спор. ...Никогда не знаешь, в какой момент жизни зарождается стихотворение, даже поэма. Моя поэма «Отсек живучести», написанная в 1983 г., началась в июне 1982 г. в Страсбурге от услышанного там (произнесенного по-русски французом — ветераном второй мировой войны) термина «отсек живучести». «Отсек живучести» — название Из терминов подводной лодки, Где нет рассветного сияния, Немыслим даже день короткий, ...Веками формула искомая Толпой, мятущейся нелепо — «Отсек живучести», из коего Есть выход под крылатость неба; Веками формула искомая В нужде, подавленности, горе — «Отсек живучести», из коего Есть выход на крылатость моря... Одолевай унынье рабское, Ищи просвет в завесе хмурой!» Так размышляла я, карабкаясь Вослед за Настей и за Юрой, За капитаном, пригласившим нас Войти вовнутрь подводной лодки. Мы еле втиснулись в насыщенность Приборов, электропроводки, Торпед, моторов, коек узеньких. Мы — в жерле современной сказки, Мы — в мире добровольных узников Пучин морских и океанских; В нем есть возможность превращения, — В ответ на вызов в наглом стиле, — В подлодку гневоизмещения, Беспрецедентного по силе! Творение эпохи сложное Детишкам было как находка. И Юра восклицал восторженно: — Вот это да! Вот это четко! — Я размышляла, что тревожная Эпоха: к бою подготовка. А Юра восклицал восторженно: — Вот это да! Вот это четко! — И показалось мне, что в мальчике, В его еще цыплячьем теле Мерцает ядрышко горячее: Стремленье утвердить на деле Непререкаемую логику Железа, а не манной каши, Извечное стремленье к подвигу, Присущее Отчизне нашей. Из порта мы вернулись запоздно Под кров уже привычной дачи. Детишкам день казался радостным, А мне он виделся иначе; Без легких обещаний милости Несчастным племенам земным. ...Любые беды можно вынести, Но только не было б войны! В одной из дискуссий, сошедших из президиума симпозиума в зал, а потом в университетский кафетерий, здорово подвела меня своей, мягко говоря, бесцветной игрой наша футбольная сборная. (Репортажи с первенства мира по футболу заполняли в те дни во Франции газетные полосы, эфир, экран телевидения.) Вопрос: — Вы только что говорили, что главное достижение вашей страны — формирование нового человека. Игра ваших футболистов опровергает ваши слова! — Всегда и везде есть разные люди, нельзя обобщать, — вяло возражала я, уйдя (по примеру нашей футбольной сборной!) «в глухую защиту». Все же я вспомнила и напомнила собеседникам о героическом «матче смерти» футболистов киевского «Динамо» в годы фашистской оккупации. (Они могли сохранить себе жизнь в случае проигрыша; они выиграли — и были казнены.) — Ваш доклад был о прошлом, и сейчас вы говорите о прошлом, а нас больше интересует современность! — возразили мне. — Я назову типичных современных советских людей! — Легко догадаться, кого вы назовете в качестве лучших! (Последовало несколько известных всему миру имен.) — Нет, я сейчас не собиралась их называть. Я имею в виду людей поколения, идущего вслед за моим. Людей, которые моложе меня на 10—15 лет. — Кто же это, например? И я с ходу, без подготовки (так сказать, по вине наших футболистов!) рассказала то, что, слава богу, пришло на ум из биографий нескольких человек, выросших на глазах моего поколения. Вопрос ко мне, оказавшийся последним: — Какая же, по-вашему, главная положительная черта тех, кого вы считаете новыми людьми? Мой ответ, оказавшийся заключительным: — Действенный оптимизм, несмотря на угрозу термоядерной войны. И несмотря на многие недостатки нашей современной жизни... Кстати, и недостатки, и способы их преодоления, формы протеста против чего-либо у нас одни, у вас — другие. Вчера на Кафедральной площади я видела граждан, протестовавших против угрозы термоядерной войны с песнями, со смехом, со слезами и со швырянием своей одежды в костер. Можно и в другой форме протестовать. На этом спор оборвался. И было так еще несколько раз — например, после интереснейшего доклада о милитаризме и пацифизме одного доцента Марбургского университета, видного журналиста, — когда при упоминании угрозы термоядерной войны спор будто с размаху наталкивался на мрачную преграду и замирал. Такие мгновения затишья появляются, мы знаем, на массовых собраниях, на митингах — перед принятием решения. На Страсбургском симпозиуме не предусматривалось никаких резолюций. Однако, насколько я поняла из общения с его участниками, многие принимали личные решения. Пусть совсем не масштабные, но, как говорится, перспективные. Вот несколько таких решений. Английская писательница, автор недавнего бестселлера «Война одного ребенка»: «Я решила по возвращении домой стать членом антивоенной женской организации, в одиночку очень трудно добиваться чего бы то ни было!» Известный французский ученый, прочитавший на симпозиуме глубоко содержательный доклад о динамизме и напряженности в жизни современной молодежи: «Да, я слышал о ваших ученых, деятелях антивоенного движения. Да, конечно, интересно было бы ближе познакомиться с ними». Молодая канадская поэтесса, студентка французского университета: «Я твердо решила поехать в Москву, встретиться с вашими писателями!» Студент из ФРГ: «Я хотел бы через вас попросить писательницу, о которой вы говорили, прислать мне ее книгу о жене Пушкина». Несколько лет назад на VI съезде писателей СССР и на писательских активах уже цитировались некоторые важнейшие идеологические положения из докладов товарища Ю. В. Андропова. Например, о том, что идеологическая борьба — это спор между двумя социальными системами о наилучших путях достижения прогресса человечества. Думается, что сейчас этот тезис приобрел еще большую значимость. Из общения с участниками Страсбургского симпозиума у меня сложилось впечатление, что предполагаемое посещение Советского Союза каждый из них рассматривает не как туристскую поездку, а прежде всего как возможность продолжения дискуссий. Спор, идеологическую борьбу действительно надо продолжать вопреки любым преградам, в том числе вопреки угрозе термоядерной войны. Ибо как раз свободный спор, откровенная дискуссия могут отодвинуть эту главную, самую страшную угрозу. ...Разумеется, личные встречи, международные форумы — далеко не единственная возможность вести плодотворные дискуссии. Главное средство нашей идеологической борьбы — наши книги. В постановлении ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства» подчеркивается, что художественное слово было всегда острейшим оружием в борьбе за торжество марксизма-ленинизма, в идеологическом противоборстве двух мировых систем. Сначала в Страсбурге, потом в Париже, а в декабре 1983 г. в Лондоне и Ньюкасле я убедилась в наличии серьезного препятствия для значительных произведений советской литературы осуществлять роль острейшего оружия в идеологическом противоборстве. Подавляющее большинство таких произведений фактически недоступно для зарубежных читателей, так как эти произведения не издаются. К моему удивлению, участники симпозиума никогда и не слышали о многих крупных советских писателях. ...Главной достопримечательностью моей комнаты в страсбургском отеле «Гутенберг» был вид из окошка на фантастическую геометрию коричневатых, розоватых, красноватых черепичных кровель, соединенных под всевозможными углами; кажется, будто глядишь на сказочное царство царя Дадона! Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело… А потом, помните, царь Дадон не выполнил клятвенного обещания, данного мудрецу, за что Золотой Петушок тюкнул клювом обманщика... Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок, — заключил великий Пушкин 148 лет назад свою сатирическую антивоенную сказку. |
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: рекомендуем читать: |
© Неизвестная Женская Библиотека, 2010-2024 г.
Библиотека предназначена для чтения текста on-line, при любом копировании ссылка на сайт обязательна info@avtorsha.com |
|